Антон Федоров родился в 1974 г. в Москве. Имеет два
высших образования: в 1998 г.
окончил МИРЭА по специальности
"Прикладная математика" и в 2006 г. – МГУКИ по специальности
"Академический хор".
Петь в хоре и писать музыку (преимущественно для хора) начал в 1995 г. Композицию изучал
под руководством Виталия Николаевича Люстрова (выпускника Московской
консерватории, члена Союза композиторов России).
Главный хормейстер Академического большого
хора РХТУ им. Менделеева с 2002
г.
Лауреат международного фестиваля "Chorus Inside"
в номинации "Composing in chorus" (2008 г.)
Большое место в творчестве композитора занимает духовная музыка, охотно
исполняемая как в богослужениях, так и в концертном исполнении.
Регентов привлекает музыка, написанная в традициях Русской хоровой школы с
удобным голосоведением во всех голосах, несложная для исполнения. К таким
произведениям относятся "С нами
Бог", исполняемое на Рождество, "Единородный
Сыне", "Трисвятое"
и "Достойно
есть" из Литургии, "Гряди
от Ливана, невесто" и обработка прокимна "Положил
еси на главах их венцы" из службы Венчания – эти произведения звучат в ряде храмов России и
Украины.
И в то же время многие произведения Антона Федорова прочно вошли в концертную
практику некоторых хоров и ансамблей. В первую очередь – "Отче
наш" для сопрано соло и смешанного хора, часто исполняемое перед
началом концерта. Из солисток, исполнявших это произведение, следует назвать
Марию Гулегину, Юлию Замятину, Ирину Сакне, Ольгу Куличеву. В хоре РХТУ иногда
сольную партию передают тенору соло, и в такой роли это произведение с хором
исполняли Николай Дорожкин и Денис Заморский.
К произведениям, предназначенным скорее для концертного, чем для клиросного
исполнения следует отнести "Благослови,
душе моя, Господа" и "Во
Царствии Твоем" из Литургии – со сложным, тщательно выверенным тональным планом,
полифонической разработкой тем, произведения местами непростые ритмически и
интонационно, и в то же время воссоздающие молитвенную, цельную и глубокую
картину православного богослужения.
Особое внимание следует обратить на обработки знаменных роспевов – задостойники Рождественский "Величай...
любити убо нам" и Пасхальный "Ангел
вопияше", канон полунощницы "Волною
морскою", выполненные с трепетным и бережным отношением к оригиналу,
но задействующие все возможности смешанного хора. Обработки упомянутых
задостойников сделаны в двух вариантах – чисто хоровом и для хора с солистом, и тоже могут
быть включены в концертный репертуар академических хоров.
Отдельного слова заслуживает полное последование
службы Венчания. Оформленное в виде сборника, содержащего богослужебный
текст с нотными вставками, оно позволяет регенту во время всей службы
пользоваться только одним этим сборником, что по достоинству было оценено
регентами многих храмов. Сборник содержит как обработки широко известных
напевов ("Слава тебе, Боже наш, слава Тебе", "Положил еси на
главах их венцы"), так и оригинальную музыку ("Гряди от Ливана,
невесто", тропари "Исаие, Ликуй", "Святии мученицы",
"Слава Тебе, Христе Боже наш").
Кроме духовной музыки Антоном Федоровым написан ряд светских произведений для
хора на слова российских поэтов, среди которых надо выделить цикл
"Песни осени", создано много обработок русских народных песен,
переложений для хора русской и западной музыки.
Помимо композиторской и исполнительской деятельности Антон Федоров известен как
автор музыкально-фантастического романа "Колесо
в заброшенном парке" (2004
г. в соавторстве с Борисом
Таракановым).
Проживает в Москве.
Личная страница Антона Федорова: http://corositore.choral-union.ru/fa/